Основы риггинга в Maya.

1. Что такое риггинг и зачем он нужен?
2. Что такое пивот?
3. Что такое группа?
4. Что такое джоинт?
5. Что такое инверсная кинематика?
6. Что такое контроллеры?
7. Что такое скининг?

Основы риггинга в Maya

 

1. Что такое риггинг и зачем он нужен?

Риггинг (от англ. Rig, Rigging) Оснастка, снаряжение — в 3d риггингом называют процесс подготовки персонажа к анимации.

Для того чтобы персонаж выполнял определенные движения, менял выражение лица, мог гнуться, кривляться, разгибаться, требуется оснастить его такой возможностью, что собственно и делает риггер (человек занимающийся риггингом)

В риггинг входят такие важные моменты как создание скелета, контроллеров, прямой и инверсной кинематики, работа с констрейнами, бленд шейпами и многое другое.

2. Что такое пивот?

Пивот или Pivot Point (Опорная точка) — это точка, являющаяся центром перемещения, поворота и масштабирования объекта. По умолчанию расположена в середине основания объекта или геометрическом центре объекта или группы.

Что такое пивот?

Пивот можно перемещать в зависимости от задачи, а также анимировать его местоположение относительно объекта или группы.

Что такое пивот?

В maya для того чтобы изменить координаты пивота, т.е. поставить в нужное место следует выбрать объект которому хотим поменять центр и жмем Insert. Теперь мы находимся в состоянии редактировании пивота. После того как мы выполнили перемещение в нужное нам место, снова нажимаем insert и переходим в обычный режим.

Что такое пивот?Что такое пивот?

Для того чтобы пивот переместить в центр объекта или группы заходим в Modify>Center Pivot. Так как этой операцией я пользуюсь постоянно, я установил на нее свои горячие клавиши Ctrl+Alt+*. Это очень удобно.

3. Что такое группа?

Группа в майке имеет разное функциональное значение.

1. Группирование объектов

2. Группирование одного объекта

3. Группу, как и объект можно трансформировать, перемещать, поворачивать в пространстве, и анимировать.

4. Иерархически можно создавать какое угодно количество групп, причем группу можно создать даже без объектов.

Если у вас есть группа из объектов и один объект выделен, то перейти в саму группу можно при нажатии клавиши вверх  (стрелочка вверх на клавиатуре ↑). Также если у вас несколько групп то при дальнейшем нажатии на клавишу вверх вы будете переходить в другую группу по иерархии.

Группирование объектов находится в основном меню Edit, или вы можете вызвать данную операцию с помощью горячих клавиш Ctrl+G.

Что такое группа в maya?

4. Что такое джоинт (joint)?

В 3d, джоинтом называют сустав. Несколько суставов организуют скелет.

Что такое джоинт в maya? Что такое джоинт в maya?

Джоинт непосредственно влияет на модель и благодаря ему происходит движение персонажа.

Что такое джоинт в maya? Joint tool

Для правильной настройки скелета требуется настроить ориентацию джоинтов так, чтобы они были правильно ориентированы в сцене относительно друг друга и мировых координат.

Инструмент для создания джоинтов называется Joint Tool и находится в разделе Animation во вкладке Sceleton>Joint Tool.

 

 

5. Что такое прямая и инверсная кинематика?

В риггинге персонажей используется прямая и инверсная кинематика.

Прямая кинематика (FK — Forward Kinematics) это прямое воздействие на джоинт, которое приводит к изменению движения джоинтов находящихся по иерархии ниже.

Прямая кинематика

Инверсная кинематика (IK — Inverse Kinematics) Немного википедии. Процесс определения параметров связанных гибких объектов (например, кинематическая пара или кинематическая цепь) для достижения необходимой позиции, ориентации и расположения этих объектов.

Она используется в основном в тех ситуациях, когда необходимо точное позиционирование гибких сочленений одного объекта относительно других объектов окружающей среды.

Теперь постараюсь объяснить наглядно. Для этого создадим три джоинта, иерархия которые напоминают локтевой сустав. Теперь выберем инструмент IK Handle Tool который находится в разделе Animation во вкладке Sceleton> IK Handle Tool после чего нажимаем правой кнопкой мыши на левый джоинт, и еще раз на правый. Создастся эффектор ikHandle которым и будем производить манипулирование суставов, как показано на рисунке.

Инверсная кинематика

6. Что такое контроллеры?

Делать анимацию управляя джоинтами довольно таки тяжело и весьма ограничено. Для этого создаются контроллеры, управляющие элементы которые влияют на джоинты, как на прямую, так и с помощью скриптов, экспрешенов и констрейнов. Контроллерами могут быть абсолютно разные объекты, но гораздо удобнее использовать Curves (Кривые).

Что такое контроллеры в ригинге?

Каждый джоинт имеет свои координаты которые нельзя обнулить, контроллеры же напротив в базовой позиции должны иметь нулевые значения по основным параметрам Translate, Rotate, Scale .

Контроллеры создаются на месте джоинтов, так чтобы их пивоты совпадали по всем направлениям. К контроллерам также добавляется ряд атрибутов в зависимости от надобности, с помощью которых можно манипулировать персонажем.

 

7. Что такое скининг?

Скининг — (от англ. skin — кожа) это привязка вершин 3d модели к скелету(джоинтам).

Что такое скининг?

Достаточно не простой процесс. Каждая точка контролируется от одного до нескольких джоинтов и куда будет смещаться точка при движении кости,  зависит от того какое значение весов (weigh)  назначено для данного джоинта.

Весы можно раздавать как в ручную, вводя цифры в Component Editor так и разукрашивая инструментом Paint Skin Weights Tool (см. рисунок)

Мы рассмотрели самые базовые понятия риггинга. Надеюсь статья была полезна. Читайте другие статьи, подписывайтесь на рассылку по e-mail, а также на мой канал на ютубе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *